Охрана труда является важной составляющей любого производства, определяя человека, как главную ценность, ведь его безопасность и хорошее здоровье позволяют сделать производственный процесс более четким, что повысит рентабельность самого предприятия.

В декабре 2016 года вступил в действие Закон Республики Узбекистан «Об охране труда» (в новой редакции), объединивший в себя требования к организации работ по охране труда на предприятиях, а также требования по организации деятельности субъектов предпринимательства по оказанию услуг в области охраны труда.

В 27 апреле текущего года постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 246 «О дальнейшем развитии рынка услуг в области охраны труда» утверждены Положения:

о порядке организации деятельности профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда и ведения их единого реестра,

о порядке проведения аудита системы управления охраной труда в организациях,

о порядке переподготовки и повышения квалификации в сфере охраны труда,

о порядке проведения государственной экспертизы условий труда.

Принятый нормативный документ направлен на обеспечение всех необходимых условий для развития деятельности профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда.

Но кто же такие профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда? Какие услуги они могут оказывать? И может ли физическое лицо оказывать услуги как профессиональный участник данного рынка?

В соответствии с Положением порядке организации деятельности профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда и ведения их единого реестра профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда – это юридические лица, оказывающие услуги в области охраны труда на договорной основе, соответственно физическое лицо, осуществляющее свою деятельность на правах индивидуально трудовой деятельности оказывать услуги в области охраны труда как профессиональный участник не может.

Профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда могут:

осуществлять функции службы охраны труда в организациях;

проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда;

осуществлять переподготовку и повышение квалификации специалистов по охране труда;

проводить аудит охраны труда в организации.

Однако, чтобы быть профессиональным участником рынка услуг в области охраны труда и оказывать услуги на профессиональном уровне юридические лица должны отвечать определенным требованиям.

Если у юридического лица есть желание оказывать услуги по осуществлению функции службы охраны труда в организациях:

- работники организации непосредственно участвующие в процессе оказания услуг должны иметь квалификационный сертификат специалиста по охране труда, выдаваемый в установленном порядке Кабинетом Министров Республики Узбекистан, но при этом в штате организации число работников, имеющих квалификационный сертификат специалиста по охране труда не может быть менее трех;

- организация должна иметь в наличии справочную базу нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда, необходимых для оказания услуг в области охраны труда, перечень которых определяется Министерством труда Республики Узбекистан и размещается на его официальном веб-сайте.

Если у юридического лица есть желание оказывать услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях дополнительно к вышеперечисленным требованиям должны иметь в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании, лабораторию, предназначенную для измерения факторов производственной среды и трудового процесса, аккредитованную в установленном законодательством порядке (далее – аккредитованная испытательная лаборатория), по отношению к организации-заказчику, должны обладать отраслевой, ведомственной и финансовой независимостью.

Руководителем аккредитованной испытательной лаборатории, используемой профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда, может быть только лицо, имеющее квалификационный сертификат специалиста по охране труда.

Если у юридического лица есть желание оказывать услуги по переподготовке и повышению квалификации специалистов в области охраны труда: работники организации непосредственно участвующие в процессе оказания услуг должны иметь квалификационный сертификат специалиста по охране труда, выдаваемый в установленном порядке Кабинетом Министров Республики Узбекистан, но при этом в штате организации число работников, имеющих квалификационный сертификат специалиста по охране труда не может быть менее трех;

- иметь в наличии справочную базу нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда, необходимых для оказания услуг в области охраны труда, перечень которых определяется Министерством труда Республики Узбекистан и размещается на его официальном веб-сайте;

- обеспечить укомплектование преподавателями, имеющими квалификационный сертификат специалиста по охране труда, работающих в организации на штатной основе, количество которых должно составлять не менее 30 процентов от общего числа преподавателей;

- разрешения на осуществление соответствующей образовательной деятельности – для государственных образовательных учреждений;

- иметь лицензию на право осуществления соответствующей деятельности негосударственных образовательных учреждений – для негосударственных образовательных учреждений;

- осуществлять образовательный процесс по программам обучения, разработанным на основе учебно-тематических планов и учебных программ по охране труда, утвержденным Министерством труда Республики Узбекистан.

Работодатель обязаны обеспечивать прохождение курсов переподготовки и повышения квалификации работниками в соответствии с требованиями законодательства, с сохранением за ними среднего заработка на период обучения.

Необходимо отметить, что каждый работодатель выделяет на переподготовку и повышение квалификации работников в сфере охраны труда необходимые средства в размере, определяемом коллективным соглашением, коллективным договором и иным локальным нормативным актом. Работники не несут расходы на эти цели.

Так для какой категории работников повышение квалификации по охране труда является обязательным?

Повышение квалификации по охране труда является обязательным для:

руководителей и специалистов служб охраны труда организаций, специалистов по охране труда;

работников профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда, непосредственно задействованных в оказании услуг, а также для руководителя аккредитованной испытательной лаборатории, используемой профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда;

руководителей и специалистов организации, ответственных за обеспечение охраны труда, определяемых работодателем по согласованию со службой охраны труда и профессиональным союзом (или иным представительным органом работников). В формируемый перечень должностей в обязательном порядке включаются инженерно-технические работники организации, уполномоченные по охране труда, в том числе главный инженер, главный энергетик, главный механик, начальник цеха, а также мастера производств с вредными и опасными условиями труда;

государственных технических инспекторов и государственных экспертов по условиям труда, специалистов по охране труда профсоюзных организаций.

Руководители (или их заместители), а также работники организаций, на которых приказом работодателя возложены функции службы по охране труда, не имеющие высшего или среднего специального профессионального образования в технического направления, проходят переподготовку по охране труда.

Если у юридического лица есть желание оказывать услуги по проведению аудита системы управления охраной труда в организациях должны отвечать следующим требованиям:

- работники организации непосредственно участвующие в процессе оказания услуг должны иметь квалификационный сертификат специалиста по охране труда, выдаваемый в установленном порядке Кабинетом Министров Республики Узбекистан, но при этом в штате организации число работников, имеющих квалификационный сертификат специалиста по охране труда не может быть менее трех;

- иметь в наличии справочную базу нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда, необходимых для оказания услуг в области охраны труда, перечень которых определяется Министерством труда Республики Узбекистан и размещается на его официальном веб-сайте;

- по отношению к организации-заказчику, должны обладать отраслевой, ведомственной и финансовой независимостью.

Аудит системы управления охраной труда в организации проводится по решению работодателя и включает в себя:

определение соответствия системы управления охраной труда в организации требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда, а также коллективным соглашениям, коллективным договорам и иным локальным нормативным актам;

оценку качества функционирования системы управления охраной труда, эффективности проводимых мероприятий, направленных на предупреждение, снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

разработку предложений и рекомендаций, направленных на устранение выявленных недостатков, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Организации, в которых проведен аудит охраны труда и по его результатам устранены все выявленные недостатки (или не выявлены недостатки), в течение трех последующих лет не включаются в списки организаций, подлежащих плановой проверке, осуществляемой в целях проведения государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Одним из главных требований для юридических лиц, имеющие желание оказывать услуги в области охраны труда – они должны быть включены в Единый реестр профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда, ведение которого и мониторинг за деятельностью профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда будет обеспечиваться Министерством труда Республики Узбекистан.

Также принятым постановлением Кабинета Министров определены порядок и требования по проведению государственной экспертизы условий труда в организациях.

Основной целью проведения Государственной экспертизы является оценка качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда и фактических условий труда работников.

Государственная экспертиза осуществляется государственными экспертами по условиям труда Министерства труда Республики Узбекистан на основании обращений аттестующих организаций по итогам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда – при оценке качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов (иных уполномоченных работниками представительных органов), работников – при оценке правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и фактических условий труда на рабочем месте.

Государственная экспертиза может проводиться в случаях обращения органов государственного надзора и контроля, а также судов в Министерство труда и его территориальные подразделения.

Принятый нормативный документ позволит обеспечить вовлечения большого числа людей в систему охраны труда, поднять уровень знаний и профессионализма специалистов в области охраны труда.

Правильная организация охраны труда должна быть направлена не только на обеспечение безопасности трудового процесса, а и на профилактику заболеваний, организацию питания и отдыха работников, обеспечения их спецодеждой и средствами гигиены.

А правильно организованная система охраны труда дисциплинирует не только работодателя, но и самого работника и, как следствие, ведет к повышению производительности выполняемой работы и увеличению ее эффективности.

 

Пресс-служба Министерства труда